Документы
|
| Юрисдикция вермахта служит в первую очередь целям поддержания гражданской дисциплины. | Дальнейшее расширение операционного пространства на Восток, условия ведения войны и особенность противника ставят суды вермахта перед задачами, которые они в течение военных действий и до умиротворения завоеванного района при ничтожном личном составе в состоянии решить лишь тогда, когда юрисдикция ограничится прежде всего выполнением своей главной задачи. Это возможно только тогда, когда войска будут сами беспощадно защищаться от каждой угрозы вражеского гражданского населения. В соответствии с этим для территории, охватываемой планом «Барбаросса» (район операций, тыл армии и районы политического управления), установлено следующее: I. Изложение преступлений вражеских гражданских лиц. 1. Преступления вражеских гражданских лиц до дальнейших распоряжений являются подсудными военным и военно-полевым судам. 2. Партизаны беспощадно уничтожаются в бою или во время бегства. 3. Все нападения вражеских гражданских лиц на части вермахта, его служащих и сопровождающих также подавляются войсками на месте всеми средствами, вплоть до уничтожения нападающих. 4. Там, где мероприятия этого рода упущены или прежде не были возможны, подозрительные элементы немедленно представляются офицеру. Он решает вопрос, подлежат ли они расстрелу. Когда обстоятельства не позволяют быстро определить отдельных виновников, против населенных пунктов, из которых вермахт был коварно или предательски атакован, немедленно по приказанию офицера в должности не ниже командира батальона проводятся коллективные расправы. 5. Категорически запрещено оставлять без присмотра подозреваемых местных жителей в ожидании судебного разбирательства. 6. Командующие группами армий с согласия компетентных командующих воздушными силами и военно-морским флотом могут вводить юрисдикцию вермахта относительно гражданских лиц там, где район достаточно спокоен. Для районов политического управления этот приказ объявит начальник главного штаба вооруженных сил. II. Изложение преступлений военнослужащих вермахта против местных жителей. 1. За действия, совершаемые военнослужащими против вражеских гражданских лиц, не существует никакого принудительного преследования, даже в том случае, если действие является одновременно военным преступлением или правонарушением. 2. При оценке такого действия в каждом случае следует учитывать, что катастрофа 1918 г., последующие страдания германского народа и борьба против идей национал-социализма с бесчисленными кровавыми жертвами явились в известной степени результатом большевистского влияния на общественное движение, и ни один немец этого не забыл. 3. Поэтому судья определяет, достаточно ли в случае привлечения к ответственности военнослужащего дисциплинарного наказания, или необходимо судебное вмешательство. Судья занимается разбирательством за действия против местных жителей в военно-судебном порядке только тогда, когда требуется поддержание гражданской дисциплины или охраны войск. Речь идет, например, о тяжелых проступках, которые основаны на половой распущенности, вытекают из преступных наклонностей или являются признаком того, что войскам угрожает одичание. Подлежат наказанию преступления, из-за которых в ущерб собственным войскам бессмысленно уничтожаются кров, продовольственные запасы или другое трофейное имущество. Приказ о следствии требует в каждом отдельном случае подписи судьи. 4. При суждении о достоверности показаний вражеских гражданских лиц требуется предельная осторожность. III. Ответственность командующих войсками. Командующие войсками в рамках своей компетентности лично ответственны за то, чтобы: 1. Все без исключения подчиненные им офицеры были своевременно ознакомлены с основными положениями параграфа 1 этого указа. 2. Их юрисконсульты своевременно получали сведения о директивных и устных сообщениях, в которых главнокомандующим пояснялись бы политические цели руководства. 3. Утверждались только такие решения, которые соответствуют политическим целям руководства. IV. Меры по сохранению военной тайны. Этот указ рассматривать как секретный. С подлинным верно: майор (подпись неразб.) |
| Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
| Содержание: О введении полиции безопасности в состав армии | Осуществление особых задач полицией безопасности вне войск делает необходимым введение особых команд (СД) в районе операций. С согласия шефа полиции безопасности и СД введение полиции безопасности и СД в районе операций регулируется следующим образом: 1. Задачи: а) В тыловом армейском районе. Выявление перед началом операций установленных объектов (материалы, архивы, картотеки враждебных империи или государству организаций, союзов, групп и т. д.), а также особо важных частных лиц (видных эмигрантов, саботажников, террористов и т. д.). Командующий армией может исключить введение особых отрядов в те, армейские районы, где это может повредить проведению операций. б) В тыловом прифронтовом районе. Обнаружение и подавление враждебных рейху и государству намерений лиц и организаций, а также информация командующих тыловыми прифронтовыми районами о политическом положении. Для совместной работы с офицерами абвера или органами контрразведки действуют основные положения для сотрудничества тайной государственной полиции с отделами контрразведки вермахта, составленные сообща с отделом контрразведки оперативного отдела 1 января 1937 г. 2. Сотрудничество особых отрядов и военных командных инстанций в тыловом армейском районе (к 1«а»). Особые отряды полиции безопасности (СД) осуществляют свои задачи под личную ответственность. Они подчинены армиям в вопросах гарнизонной службы (переброска, снабжение и размещение). В дисциплинарном и судебном отношении подчинены шефу полиции безопасности и СД. Эти отряды получают специальные распоряжения от шефа полиции безопасности и СД и в данном случае подчинены приказам армий лишь в ограниченной мере (см. параграф 1«а»). Для централизованного управления этими отрядами в каждой армии вводится уполномоченный шефа тайной полиции и СД. Он обязан своевременно- доводить до сведения командующего армией указания, направленные ему от шефа тайной полиции и СД. Командующий имеет право давать уполномоченным директивы, необходимые для успешного выполнения операций. Эти директивы подлежат первоочередному выполнению. Уполномоченные поддерживают постоянный тесный контакт с разведывательным отделом. Разведывательный отдел согласовывает задания особых отрядов с военной контрразведкой, деятельностью полевой тайной полиции в соответствии с характером проводимых операций. Особые отряды имеют право в рамках своих заданий под личную ответственность принимать исполнительные меры против гражданского населения. При этом они обязаны теснейшим образом сотрудничать с контрразведкой. Меры, которые могут отразиться на операциях, требуют разрешения командующего армией. 3. Сотрудничество оперативных групп или отрядов полиции безопасности (СД) с командующим тыловым прифронтовым районом (к 1«б»). В тыловом прифронтовом районе вводятся оперативные группы и отряды полиции безопасности (СД). Они подчиняются уполномоченным шефа полиции безопасности и СД при командующем прифронтовым районом и подчинены последнему по вопросам гарнизонной службы. Эти группы и отряды получают особые директивы от шефа полиции безопасности и СД. Если для передачи приказов нет никаких других средств связи, органы СД пользуются собственной радиосвязью и особыми шифрами. Распределение частот для связи регулирует начальник службы связи сухопутной армии. Уполномоченные и в соответствующих случаях руководители оперативных отрядов охраны тыла при дивизиях обязаны своевременно доводить полученные ими директивы до сведения военного командования. В случае опасности при обстоятельствах, не допускающих промедления, командующий тыловым прифронтовым районом имеет право давать им указания, подлежащие первоочередному выполнению. Оперативные группы или отряды имеют право в рамках своих заданий под личную ответственность принимать исполнительные меры против гражданского населения. Они обязаны теснейшим образом сотрудничать с контрразведкой. 4. Разграничение полномочий между особыми отрядами, оперативными отрядами, оперативными группами и полевой тайной полицией. Обеспечение безопасности войск и непосредственная их охрана остаются главными задачами полевой тайной полиции. Все дела этого рода от особых отрядов или оперативных групп и отрядов сразу же передаются тайной полевой полиции, которая немедленно передает все дела из сферы задач особых отрядов этим отрядам или оперативным группам и отрядам. В остальных вопросах сохраняет силу соглашение от 1 января 1937 г. (см. параграф 1). |
| Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
Содержание: Об усмирении деревень. | | 1. Согласно результатам разведки 29-го танкового полка от. 2 ноября, деревни по рекам Пчевжа, Солоница заняты многочисленными беженцами. В этих деревнях имеется большое количество продовольствия и скота, вследствие чего они являются базами партизан. 2. 4 ноября 29-й танковый полк боеспособными частями в составе одного эшелона под командованием офицера предпринимает реквизицию всего скота (в том числе лошадей и кур), а также продовольствия в деревнях от Порога (включ.) на восток. Бараки восточнее Новинки после насильственного удаления гражданского населения сжигаются. Незначительное количество продуктов по решению фюрера оставить для местного населения деревень. 3. Отобранное продовольствие и скот сдаются продовольственному отделу как трофеи. Лошадей (по возможности с санями) разрешается оставить при 29-м танковом полку, некоторое количество их передать отделению тыла дивизии для дальнейшего использования. Для наблюдения за реквизицией административно-хозяйственный отдел назначает чиновника. Донесение 4 ноября, в 6.00, в штаб 29-го танкового полка. 4. Беженцам, проживающим в бараках и деревнях, рекомендуется по возможности возвращаться в собственные деревни. Соответствующие указания для 29-го танкового полка в приложении. Разослана: 9-й танковый полк Отдел тыла Отдел снабжения Административно-хозяйственный отдел Разведывательный отдел 12-я танковая дивизия Оперативный отдел |
| |
| Начальнику отдела тыла дивизии. Копия для ознакомления. | Вследствие подчинения 2-го батальона 29-го танкового полка 21-й пехотной дивизии приказ от 4 ноября недействителен. Начальник отдела тыла осуществляет мероприятия, намеченные ранее 5 ноября. Начальник отдела тыла дивизии сохраняет реквизированное продовольствие, скот, лошадей, сани, лыжи, по возможности также простыни и скатерти, некоторое количество оставляет для дивизии. Назначенный разведывательным отделом штатский служащий после завершения мероприятия отпускается в Железногорск. |
| Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
| Главное командование сухопутных сил. Генеральный штаб. Оперативный отдел (I), № 430245/43. Совершенно секретно, от 15 апреля 1943 г. Для начальников высших штабов. Пересылать только с офицером. При сем переданы: | 1. Служебная инструкция главного командования сухопутных войск по учету и сбору трофейного имущества. 2. Распоряжения для осуществления учета гражданского населения. В приложении присылаются: 1. Указания штаба по сбору и учету трофеев. 2. Указание по захвату гражданского населения. |
| |
Служебная инструкция для штаба учета и сбора трофейного имущества главного командования сухопутных сил. | | I. Штаб учета и сбора трофейного имущества главного командования сухопутных сил, согласно директивам главного командования сухопутных сил, руководит и следит за учетом, эвакуацией и распределением поступивших военнопленных, гражданской рабочей силы и трофеев. За осуществление этих мероприятий полностью ответственны группы армий и армии. II. Штабу учета и сбора трофейного имущества главного командования сухопутных сил указано на необходимость тесного сотрудничества с командованием групп армий «Юг» и «Центр». Он имеет право отдавать приказы армейским штабам учета и сбора трофеев. Начальник штаба и органы учета и сбора трофеев главного командования сухопутных сил имеют право непосредственно отдавать приказы органам, предназначенным для сбора и учета трофеев, а также войскам, которые необходимы для осуществления их приказов, и не допускать никакой отсрочки в их выполнении. По мере надобности об этом уведомлять армии. III. Штаб учета и сбора трофеев главного командования сухопутных сил докладывает главному командованию сухопутных сил (генеральный штаб), генерал-квартирмейстеру ежедневно до 23 часов по телефону об общем числе поступивших военнопленных, рабочей силы и трофеев. Для этого штабы учета и сбора трофеев армий докладывают о ходе работы штабу учета и сбора трофейного имущества главного командования сухопутных сил ежедневно до 21 часа. Таким образом, предписанные донесения не затрагивают армии и группы армий. | | |
Распоряжения по осуществлению учета гражданского населения (согл. параграфу 1; прилож. 1) | | I. В новообразованных районах для учета мужского гражданского населения провести следующие мероприятия: а) всех мужчин 1922-1925 гг. рождения немедленно привлечь к работе в рейхе или прифронтовом районе. Исключение составляют мужчины, подходящие для «добровольной помощи» или изъявившие желание вступить в легионеры; б) все мужчины 1897-1921 гг. рождения немедленно освидетельствуются. Работоспособные эвакуируются для работы в рейхе и прифронтовом районе. Принимая во внимание потребности местного хозяйства и управления, оставить в этих районах всех абсолютно пригодных для этой цели гражданских лиц мужского пола и будущих «добровольных помощников» и легионеров по пункту «а». II. Наряду с учетом гражданского населения мужского пола проводить в новообразованных районах учет работоспособных гражданских лиц женского пола: а) для местных нужд (сельское хозяйство, производство, сохранение населенных пунктов и т. д.) и интересов штабных и строевых служб (прачечные, походные кухни и т. д.); б) для трудовой повинности в рейхе и прифронтовом районе; учитывать потребность пункта «а» в первую очередь. III. Осуществление вышеуказанных мер вменяется в обязанность особо предусмотренным для этой цели органам, которые получают необходимые специальные указания от хозяйственных инспекций через соответствующие органы власти. Войска оказывают при этом всю необходимую помощь. | | Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
Содержание: Борьба с бандами. 31 экземпляр. Экземпляр № 2 | | Фюреру представляют рапорты о том, что отдельные служащие вермахта, участвующие в борьбе с бандами, за свои действия в этой борьбе привлекались к ответственности. Фюрер приказал: 1. Враг использует в бандитской борьбе фанатичных, прокоммунистически воспитанных бойцов, которые не страшатся никакого насилия. Больше чем когда-либо здесь речь идет о том, быть или не быть. С солдатским рыцарством или с соблюдением соглашений Женевской конвенции эта борьба вестись больше не может. Если борьба против банд на Востоке, как и на Балканах, не будет вестись крайне жестокими средствами, то в недалеком будущем имеющихся в нашем распоряжении сил не хватит, чтобы совладать с этой чумой. Поэтому войска имеют право и обязаны применять в этой борьбе (также против женщин и детей) любые средства без ограничений, если только они ведут к успеху. Милосердие, безразлично какого рода, является преступлением против германского народа и солдат-фронтовиков, которые выносят последствия бандитских ударов. Не может быть никакого сочувствия и пощады бандам или их пособникам. 2. Ни один участвующий в борьбе с бандами немец не может из-за своего образа действий в борьбе против банд и их пособников привлекаться к дисциплинарной или военно-судебной ответственности. Командующие войсками, используемыми в борьбе с бандами, ответственны за то, чтобы все офицеры подчиненных им войсковых частей были срочно оповещены об этом приказе в доходчивой форме, а судебно-юридические инстанции немедленно получили сведения об этом приказе и не утверждали никаких дел, противоречащих этому приказу. С подлинным верно: | капитан
| Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
| Выдержки из донесений штаба экономического руководства «Восток» о разведанных и эвакуированных сырьевых запасах на 31 июля 1943 г. |
| | Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
Содержание: О шифрованных письмах, посылаемых из рейха украинскими рабочими своим родственникам. | Начальнику полиции безопасности и СД в Житомире. | В приложении передан ключ для расшифровки писем из рейха на украинском языке. Ключ найден в результате обыска. Лиц, среди которых он должен был быть использован, нужно искать среди бывших коммунистов. Корреспонденты, принадлежащие к этой группе, задерживаются главным образом в районе Гайсина. Введен решительный цензурный контроль. |
| |
| |
|
Примечание: читай правую сторону и не позволяй сбить себя с толку левой. | Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
Содержание. Об отправке русской рабочей силы в рейх. | | 1. С помощью экономических учреждений для русской рабочей силы будут завербованы и отправлены на работу в рейх: а) из городского района Курска 12 тыс. мужчин и женщин; б) из тыловых, районов местных комендатур 1/297, П/646, 1/906, П/585-10 тыс. мужчин и женщин; в) из района 200-й полевой комендатуры 1400 мужчин и женщин. 2. Важность этого мероприятия для родины и его связь с интересами войск требует широкой поддержки экономических инстанций и комиссий по вербовке со стороны местных комендатур. Помощь должна включать выделение охраны, размещение, организацию медицинского осмотра и дезинсекции, обеспечение продовольствием отправляемых и подготовку экономических учреждений к общей организации вербовки. 3. При сборе рабочей силы местные комендатуры должны следить за тем, чтобы не эвакуировать людей, особенно необходимых на местах войскам (например, коллективы предприятий снабжения, подсобных рабочих, строительных рабочих, строителей дорог). Комендатуры должны ограничивать набор рабочей силы дли использования в размещенных в их районах германских и союзных частях посредством тщательной проверки необходимости их оставления на месте. При напряженном положении с рабочей силой задержка вербуемых для личного удобства отдельных войсковых частей недопустима. 4. Для перевозок рабочих по железной дороге комендатурами должна быть выделена охрана. Численность ее: на транспорте (1 тыс. рабочих) 1 офицер, 20 унтер-офицеров и караульных. Для выделения охраны в комендатуры регулярно поступают находящиеся в их районах воинские подразделения. Личный состав команд охраны имеет право на отпуск. Продолжительность отпуска та же, что и для прочих военнослужащих. Возвращение отпускников на фронт должно осуществляться в закрытом транспорте. Если экономическими инстанциями будут устроены лагеря для, сбора или приема рабочей силы, комендатуры обязаны предоставить охрану для этих лагерей в зависимости от численности находящихся в их районе войсковых частей. При этом необходимо всемерно прибегать к помощи караульных, не входящих в строевые подразделения вермахта. 5. Необходимо придавать особое значение проверке собранной рабочей силы органами полевой тайной полиции или полевой жандармерии. Нужно препятствовать тому, чтобы в рейх отправлялись элементы, которые подстрекали бы к забастовкам и к саботажу находящуюся там рабочую силу. Проверка должна продолжаться и после отправки. Результаты нужно непрерывно пересылать в компетентные экономические инстанции. 9. Комендатуры ежемесячно к 10 и 25 числу докладывают устно или письменно о количестве и прибытии эвакуированной рабочей силы и о принятых в духе этого постановления мерах для организации ее учета и охраны. В случае возникших трудностей, а также разногласий при осуществлении мер по набору рабочей силы необходимо срочно докладывать. |
| Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
| | По приказанию корпусного командования в подчиненном вам районе для использования в работе все годное к военной службе население должно быть собрано в рабочие колонны под охраной. Коменданту тылового района 580 установить тот же порядок в районах местных комендатур Касторная, Тим, Щигры и полевой комендатуры Кшен и доложить до 21.1.43 г. о численности рабочих колонн и местах их использования. Подготовленные люди, годные к военной службе, получают продовольствие, установленное для военнопленных. Оно принципиально должно быть изыскано на месте. | Передано по телефону. Принято: Шютце Веддер 0 часов 30 минут
| Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
| Всем рейхслейтерам, гаулейтерам, областным руководителям пропаганды | В своем торжественном заявлении 30 января 1943 г. фюрер ясно указал на значение национал-социалистской борьбы в прошлом, настоящем и будущем не только для Германии, но и для всей Европы... Отсюда исходят следующие ясные требования для обработки европейских народов, живущих вне Германии, включая восточные народы, а также для трактовки планов рейха на Востоке в речах, статьях и прочих публикациях: 1. Для победы должны быть мобилизованы не только все имеющиеся в распоряжении силы германского народа, но также и тех народов, которые населяют страны, занятые или завоеванные нами до сих пор в течение войны. Любая сила Европейского континента, и прежде всего восточных народов, должна быть использована в борьбе против еврейского большевизма. 2. Итак, вся пропагандистская работа германской национал-социалистской партии и национал-социалистского государства должна быть направлена на то, чтобы не только германскому народу, но и другим европейским народам, включая народы занятых восточных районов, и странам, еще подчиненным большевистскому господству, объяснять победу Адольфа Гитлера и германского оружия как соответствующую их кровным интересам. 3. С этим не должно быть связано прямое или косвенное дискредитирование этих, в частности восточных, народов, прежде всего в открытых речах или публикациях. Нельзя называть восточные народы, ожидающие от нас освобождения, скотами, варварами и т. д. и в этом случае ждать от них заинтересованности в германской победе. Как во время борьбы в Германии, когда мы различали систему демократически-марксистских партий, с одной стороны, и жителей Германии, введенных ими в заблуждение, с другой, так и теперь подвергаться нашим атакам должны только Сталин и чудовищность большевистской системы, но не народы, которые ею порабощены. 4. Таким же неуместным является изображение будущего нового порядка Европы, из которого представители чужих народов могли бы получить впечатление, что германское руководство намеревается держать их в условиях длительного подчинения. Высказывания, что Германия основывает на Востоке колонии и занимается колониальной политикой, рассматривает страну и ее жителей как объект эксплуатации, совершенно ошибочны. Они лишь дали бы советской пропаганде повод к утверждению, что Германия ставит народы Востока на одну ступень с неграми. Это повлекло бы за собой только укрепление у населения и у советских войск воли к сопротивлению германскому вермахту и германскому рейху. 5. Такими же ложными являются утверждения о новых германских колониях или даже очень крупных колониях и захвате целых стран и сочинение теорий о том, что народы или земля якобы должны быть германизированы. Национал-социалистский принцип, что только земля может стать германизированной, и без того расценен враждебной стороной в том смысле, что колоссальное выселение народов провозглашено как план рейха. Вражеской, в особенности советской, пропаганде нельзя давать никакой возможности для этого, так как здесь как следствие было бы укрепление у восточных народов воли к сопротивлению. Тем более не может обсуждаться вопрос о высылке давно поселившихся людей. 6. В противоположность этому при всякой представляющейся возможности необходимо подчеркивать волю к свободе, волю к борьбе против большевистского террористического режима как воодушевляющую народы, угнетенные Советами. Вместе с тем отмечать солдатскую доблесть русских, их рвение к работе. В доказательство необходимо ссылаться на использование национальных восточных частей в системе вермахта, как уже отмечала сводка верховного командования, использование восточных рабочих в рейхе и на промышленных или сельскохозяйственных предприятиях их родины под германским руководством, где они делают свое дело для победы германского оружия. 7. Занятые восточные районы будут восстановлены под германским руководством при участии народов, живущих на Востоке. Вместе с богатствами германской земли и всей Европы это гарантирует свободу, изобилие продуктов, сырья и социальный подъем в будущем. Итак, нужно отказываться от всего, что угрожает необходимому для победы сотрудничеству всех европейских народов, в особенности восточных. Любой промах дал бы советской пропаганде возможность указать на свидетельство руководящих деятелей рейха, якобы задавшихся целью закабалить восточные народы, зато любая осторожность в выражениях поможет нам сохранить жизнь и одержать победу. В согласии с руководителем партийной канцелярии я строжайше прошу принять во внимание все эти выводы из директив фюрера в общей сфере партийной работы, и главным образом пропаганды. Выступления, касающиеся восточных народов, соответствуют объявленным высшим органам власти рейха директивам рейхсминистра для занятых восточных районов об отношении всех ответственных сторон к проблеме восточной политики, особенно к вопросу обработки восточных народов. | С подлинным верно: подпись
| Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
Содержание: Об управлении в генеральном округе Таврия. | | 1. С 18 сентября 1943 г. командование 6-й армии вступило в управление генеральным округом Таврия. Органы гражданских учреждений, подчиненные до сих пор генеральному комиссару, с этого дня становятся составной частью военного руководства и подчиняются: а) в области общего руководства командования 6-й армии обер-квартирмейстеру VII; б) в области ведения хозяйства командования 6-й армии начальнику экономической группы штаба армии и получают от соответствующих инстанций необходимые указания. 2. По этим указаниям органы гражданского управления исполняют свои обязанности в прежнем объеме. Вмешательство войск запрещено. 3. Органы гражданского управления имеют право там, где требуется, в рамках своих задач вступать в связь с командованием корпуса и дивизий. Если соглашение не достигается, вопросы решает командование 6-й армии. 4. В местах пребывания районных комиссаров вводятся местные комендатуры. Эти комендатуры должны гарантировать беспрепятственное продолжение деятельности районных комиссаров. К этому относится прежде всего обеспечение их служебными помещениями, линиями связи, транспортными средствами, снабжением, включая доставку топлива, и т. д. В остальном местные комендатуры должны заниматься охраной интересов войск и штабных служб (особенно размещением войск) и после указаний командования 6-й армии (см. параграф 2) воздерживаться от любого вмешательства в дела органов гражданского управления. Разослать до батальона. |
| Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |
| | По согласованию с рейхсминистром оккупированных восточных районов и главным командованием сухопутных войск, генштабом и генерал-квартирмейстером утверждаю приложенную инструкцию по хозяйственной эвакуации. Она основана на опыте хозяйственной эвакуации за два последних года восточной кампании. В ней изложены в первом разделе: организационные основы, задачи участвующих служебных инстанций и порядок их сотрудничества; во втором разделе: детали подготовки и проведения эвакуации. Печать. Инструкция по эвакуации № 325/43 от 5 июля 1943г. отменена и уничтожена. Инструкция по хозяйственной эвакуации. Первый раздел. Основы эвакуации. Согласно приказу главного командования сухопутных войск (начальник генерального штаба) за планомерную эвакуацию и спасение персонала и материалов ответственны командующие группами армий. Кроме того, они имеют право отдавать обязательные приказы всем военным и гражданским инстанциям. Чтобы меры по подготовке и проведению хозяйственной эвакуации включались в общую эвакуацию под командованием группы армий, установлены следующие основные положения. Определения понятий: А. Рассредоточение. Его целью является подготовка и облегчение эвакуации. Чтобы достичь этого, следует своими собственными силами, лучше всего свободными от ведения боевых операций, отправлять в тыл без задержки нужный груз. Требуется точно определить маршруты для осуществления эвакуации. Переход от рассредоточения к непосредственной эвакуации осуществляется исходя из положения на фронте, поэтому он должен быть предписан военным руководством. Рассредоточение должно облегчить эвакуацию. Б. Эвакуация. 1. Цель: а) укрыть в безопасных местах самый важный в эвакуируемом районе персонал, материалы для ведения войны и военное хозяйство; б) лишить противника всего, что он может использовать в военных целях; в) при осуществлении эвакуации учитывать требования войск, ведущих боевые действия; г) из политических соображений охранять эвакуируемое население, не допуская его захвата большевиками. 2. Эвакуация включает: а) Отвод и укрытие. Имеет целью отвести в тыл все использующиеся в хозяйстве личные силы и захваченное население, а также все сырье, запасы скота, фонды всех видов, машины, аппараты, готовые изделия и т. д., чтобы сохранить людей и различное имущество и обеспечить возможность их дальнейшего использования. Средствами эвакуации является железная дорога, грузовые автомашины, принятые в данной стране транспортные средства и тягачи (при эвакуации наземными средствами). б) Парализацию. Ее цель: при временном оставлении района помешать противнику тотчас привести в действие жизненно важные учреждения, предприятия и машины, а также иметь открытую возможность при повторном занятии снова пустить их в ход. в) Разрушение. Оно имеет целью всеми средствами и на возможно долгое время затруднить противнику ведение войны и хозяйственное использование района эвакуации. Осуществление этого мероприятия возлагается на войска. Общие основы: 1. Мероприятия, необходимые на случай планомерного рассредоточения или эвакуации, должны быть определены в эвакуационных календарях (планах). При этом должны быть определены последовательность и срочность порядка эвакуации средств производства, рабочей силы, специалистов, населения и т. д. Важное для ведения войны хозяйственное имущество может превосходить по значению менее важное имущество вермахта, организации Тодта по строительству автострад или прочее имущество. Через экономические инстанции при военных органах командования нужно добиться ясного объяснения этого факта войскам, организации Тодта и др. 2. Условием успеха хозяйственной эвакуации является тесная и длительная связь экономических и военно-экономических инстанций с ответственными сотрудниками военных штабов (начальником экономического управления при группе армий и начальником экономической группы или отдела штаба армии), а также постоянное знание обстановки на фронте. Связь между местными инстанциями и органами военного командования, соответствующими этой сфере (командиры корпусов, дивизий и т. д.), должна гарантироваться соответственно начальником экономического управления штаба группы армий или начальником экономической группы штаба армии. При этом эвакуация осуществляется в порядке срочности по плану с соблюдением всех мер по рассредоточению, парализации и разрушению. 3. Тактические руководящие инстанции только тогда могут надлежащим образом учитывать потребности хозяйства при отдаче приказа для эвакуации, когда они в основном информированы о значении и размере всех имеющихся в их районе хозяйственных ценностей и сил (запасов хозяйственных материалов, средств производства, рабочей силы и т. д.) и месте их развертывания. 4. Руководители служебных инстанций должны постоянно иметь данные, необходимые для планомерного осуществления эвакуационных мер. Они должны постоянно следить, чтобы состояние и развертывание подчиненного им завода, предприятия, устройства, а также приборы, рабочую силу непрерывно учитывали в эвакуационных планах. 5. Решающее значение в случае эвакуации имеет установление и сохранение линий связи. Военно-хозяйственные инстанции должны поддерживать связь с каждой АТС (вермахта), гражданскими хозяйственными учреждениями, в том числе и с сельскохозяйственными руководителями районов. Сотрудничество с почтовыми службами гарантирует сохранение связи до последнего момента. В районе операций следует заранее надежно поставить сотрудничество с руководителями армейской службы связи, полевыми комендатурами связи и т. д. В случае необходимости следует вводить для отдаленных предприятий, учреждений, сельскохозяйственных опорных пунктов и т. д. особые службы летучей почты и установить ответственность за дальнейшую передачу приказов об эвакуации, маскировке и т. д. 6. При транспортном планировании необходимо теснейшее сотрудничество со всеми работниками транспортной службы. Необходимо с самого начала принять во внимание; степень спешности, чтобы прежде всего эвакуировать наиболее важные для войны материалы. 7. Планомерная эвакуация требует, кроме того, срочного, осуществляемого по единому плану разъяснения ее причин местному населению, руководства им и использования его при ее проведении. Лишь теснейшее сотрудничество и связь всех инстанций, которые должны быть осуществлены задолго до эвакуации, могут привести к успешному решению задачи. 8. Каждый должен знать, что при эвакуации необходимо решать те же задачи, что и при наступательном марше, только в обратной последовательности. То, что сначала было организовано для снабжения .сражающегося фронта, будет впоследствии свернуто. Эта боевая задача требует жертв. Войска должны ясно представлять себе, что именно для их обеспечения личный состав экономических инстанций обязан продолжать работу и, следовательно, оставаться на своих местах. 9. Каждая инстанция, каждый руководитель предприятия, каждый работник должен отвечать за свой участок, чтобы эвакуация подготавливалась и осуществлялась согласно директиве. 10. Право отдачи приказа: главный штаб вооруженных сил и главное командование сухопутных сил определяют мероприятия по рассредоточению, эвакуации, парализации и разрушению для определенных участков на направлениях перемещений войск; распоряжения отдаются также командованием группы армий через начальника экономического управления или командованием армии через начальника экономической группы штаба армии; только при непосредственной опасности приказ о рассредоточении может быть отдан низшей руководящей инстанцией через непосредственные директивы местным инстанциям с одновременным рапортом об этом командованию армией. Оно выносит решение о том, что нужно парализовать или разрушать. Мероприятия по разрушению принципиально проводятся войсковыми частями или прямо назначенными ими специалистами. 11. Специальная эвакуация. В случае необходимости осуществления одновременно мероприятий по рассредоточению, эвакуации, парализации, разрушению на отдельных участках вводится специальная эвакуация. Для ее осуществления в общем ходе эвакуации требуется утверждение приказом компетентного военного штаба. | | Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944) М.: Воениздат, 1974 @ «Военные Исследования » (), 2003. |